об ассоциации новости специалистам пациентам календарь мероприятий фотоотчеты обучение тесты членство контакты

Воздействия менопаузальной гормональной терапии на расстройства настроения у женщин в постменопаузе

Воздействия менопаузальной гормональной терапии на расстройства настроения у женщин в постменопаузе

Результаты нового исследования показали, что женщины в постменопаузе, особенно с избыточным весом, получавшие менопаузальную гормональную терапию в течение более 3 лет, характеризовались улучшением депрессивных симптомов, но не тревожных расстройств.

Общеизвестно, что расстройства настроения, включая тревогу и депрессию, чаще встречаются у женщин по сравнению с мужчинами, особенно во время значительных колебаний уровней половых гормонов, например, в предменструальный период или в перименопаузе [Cavanagh A, et al. Differences in the expression of symptoms in men versus women with depression: a systematic review and meta-analysis. Harv Rev Psychiatry 2017;25(1):29–3829–38].

По сравнению с женщинами репродуктивного возраста у пациенток в перименопаузе вероятность появления расстройств настроения повышается в 2-4 раза. Этот период характеризуется появлением новых случаев или рецидивов ранее диагностированной депрессии. Распространенность депрессивных признаков постепенно увеличивается от переходного периода к стадии ранней постменопаузы, причем женщины с менопаузальными симптомами более восприимчивы к эмоциональным проблемам. Распространенность тревоги, определяемой как чрезмерное беспокойство в ожидании будущих угроз или потенциально негативного влияния повседневных жизненных ситуаций, увеличивается в меньшей степени, чем депрессии.

Авторы нового исследования поставили своей целью изучение модулирующих эффектов менопаузальной гормональной терапии (MГT) на расстройства настроения у женщин в постменопаузе. В отличии от депрессии данные о воздействиях MГT на тревожные расстройства не являются последовательными. Все еще ограничены результаты исследований, в которых оценивались взаимосвязи между MГT, ожирением и эмоциональными проблемами.

Проведено одномоментное поперечное углубленное исследование с участием женщин в постменопаузе (n=230), включая тех из них, кто получал МГТ (n=115, группа лечения) или не получал такого лечения (n=115, контрольная группа). У всех женщин были четко определены возраст менопаузы и длительность постменопаузы. Одним из критериев включения в исследование было вступление женщин, по меньшей мере, в стадию +1C по общепринятым критериям Stages of Reproductive Aging Workshop (STRAW)). Эта стадия демонстрирует период стабилизации высокого содержания ФСГ / низкого уровня эстрадиола и может продолжаться от 3 до 6 лет. Чтобы оценить эффекты MГT на расстройства настроения, участницы должны были получать терапию не менее 3 лет и она должна была соответствовать текущим рекомендациям.

Все участницы заполнили общепринятые опросники с целью обнаружения симптомов депрессии и тревожных расстройств: Center for Epidemiological Studies Depression Scale (CES-D) и Generalized Anxiety Disorder Screener (GAD-7), соответственно. В ходе предварительного обследования все участницы были разделены на 2 группы в зависимости от величины индекса массы тела (ИМТ): < 24 кг/м2 (нет избыточного веса) и ˃ 24 кг/м2 (наличие избыточного веса).

Результаты показали, что MГT оказывает благоприятное модулирующее влияние на статус депрессии у женщин в постменопаузе. Среди отдельных показателей опросника CES-D более выраженные различия между изучаемыми группами затрагивали прежде всего депрессивные проявления, особенно у женщин с избыточным весом. Это свидетельствует о том, что MГT может снижать депрессивные симптомы у женщин. Однако никаких существенных эффектов MГT не наблюдалось в отношении проявлений тревоги.

Авторы пришли к заключению, что женщины в постменопаузе, особенно с избыточным весом, получавшие МГТ, показали улучшение депрессивных симптомов, но не проявлений тревожных расстройств.

Источник:

Feng P, Lin L, Wang Y, et al. Impacts of menopause hormone therapy on mood disorders among
postmenopausal women. Climacteric 2022;25(6):579–585. doi: 10.1080/13697137.2022.2026915

Комментарий:

Согласно статистическим данным, 15-25% лиц в возрасте 65 лет имеют проявления депрессии, хотя в большинстве случаев она клинически не диагностируется. Примерно одна десятая лиц старшего возраста страдает тревожными расстройствами. Как правило, эмоциональным нарушениям не уделяется должного внимания и клиницисты фокусируются на лечении хронических заболеваний. Полученные Feng и соавт. результаты показали, что почти одна пятая женщин в контрольной группе могли иметь тревожные проявления или депрессию. Как ранее было показано, пропорция таких женщин заметно увеличивается с возрастом, если они не получают лечения.

MГT широко применяется для лечения менопаузальных расстройств. В ходе Kronos Early Estrogen Prevention Cognitive and Affective Ancillary Study (KEEPS-cog) изучалось воздействие MГT на эмоциональное состояние женщин в ранней постменопаузе. Результаты KEEPS-cog показали, что симптомы депрессии и тревоги снижались после 48 месяцев лечения [Gleason CE, et al. Effects of hormone therapy on cognition and mood in recently postmenopausal women: findings from the randomized, controlled KEEPS-cognitive and affective study. PLoS Med. 2015;12(6):e1001833]. Однако в другом исследовании не было обнаружено существенного улучшения симптомов тревоги после 6-месячного использования МГТ [Demetrio FN, et al. Effect of estrogen replacement therapy on symptoms of depression and anxiety in non-depressive menopausal women: a randomized double-blind, controlled study. Arch Womens Ment Health 2011;14(6):479–486].

С другой стороны, недавние данные показывают, что гормональная терапия, особенно трансдермальные формы эстрадиола, может предотвратить возникновение расстройств настроения или даже оказывать лечебный эффект у женщин с диагностированными нарушениями в переходный период [Gordon JL, et al. Efficacy of transdermal estradiol and micronized progesterone in the prevention of depressive symptoms in the menopause transition: a randomized clinical trial. JAMA Psychiatry 2018;75(2):149–157]. Хотя точные механизмы неизвестны, полученные научные доказательства указывают на нейромодуляторный и нейропротекторный эффекты эстрогенов, а значит на их непосредственное влияние на регуляцию эмоций. Установлено, что структуры центральной нервной системы, связанные с эмоциональным регулированием (миндалина, область гиппокампа и др.), богаты эстрогенными рецепторами (ЭР).

Почему эстрогены могут оказывать различные эффекты на депрессию и тревожные расстройства? Подтипы ЭР (ЭРα и Эрβ) характеризуются различным влиянием при тревожных расстройствах: активация ЭРα может усиливать тревогу, в то время как для ERβ характерно универсальное успокаивающее воздействие [Borrow AP, Handa RJ. Estrogen receptors modulation of anxiety like behavior. Vitam Horm 2017;103:27–52]. Однако в рассматриваемом исследовании Feng и соавт. не было отмечено значимой разницы в отношении влияния на тревогу между двумя изучаемыми группами женщин.

В любом случае Feng и соавт. показали, что долгосрочное использование MГT может снизить эмоциональные проблемы у женщин в постменопаузе, поскольку они обнаружили значимые отличия показателей CES-D при сравнении обеих групп участниц. Кроме того, они сообщили о значимо более низких плазменных уровнях эстрогенов у женщин с депрессивными симптомами и это позволяет предположить наличие потенциальной связи с появлением расстройств настроения или связанных с ними признаков.

Демографические показатели в группе лечения и в контрольной группе участниц были сходными за исключением значимой разницы показателей ИМТ. Показано, что образ тела (body image) ─ один из ключевых факторов, связанных с менопаузальной депрессией и тревогой [Simbar M, et al. Is body image a predictor of women’s depression and anxiety in postmenopausal women? BMC Psychiatry 2020;20(1):202]. Известно, что эстрогены через сигнальную трансдукцию (прим. биохимический процесс восприятия и модификации внеклеточного сигнала клеткой и его преобразование во внутриклеточный ответ) Эрα участвуют в способности адипоцитов расщеплять жиры. Экспериментальные исследования показали, что эстрогены участвуют в регулировании белого жира и ингибирование Эрα приводит к увеличению его содержания и к тому же, к снижению потребления энергии. Получение экзогенных эстрогенов улучшает потребление энергии и уменьшает заболеваемость ожирением [Vieira-Potter VJ, et al. Exercise and estrogen make fat cells "fit". Exerc Sport Sci Rev 2015;43(3):172–178].

Национальный обзор данных в США показал, что женщины в 1,5-3 раза более вероятно, будут страдать от тяжелой депрессии, чем мужчины, причем они более склонны к ее развитию при наличии ожирения [Zhang J. The bidirectional relationship between body weight and depression across gender: a simultaneous equation approach. Int J Environ Res Public Health. 2021;18(14):7673]. Доказаны положительные двунаправленные взаимосвязи между массой тела и депрессией. Страдающие от депрессии пациентки более вероятно будут иметь избыточный вес/ожирение по сравнению с женщинами без депрессии.
123